Роспись по фарфору

  С первых же лет существавания Артели древней живописи делались опыты росписи фарфора. Первоначально это были фарфоровые тарелки, расписанные яичными красками и покрытые лаком. Они имели только декоративное применение, т.к. слой яичных красок и лака на глазури держался плохо. Весной 1929 года в лаборатории московского Музея керамики палехские художники И.М.Баканов и И.И.Голиков начали роспись фарфора традиционным для этого материала способом. Позже к ним присоединились А.В.Котухин, И.В.Маркичев и Д.Н.Буторин. В 1930 году в Палехе была оборудована печь для обжига фарфора и начался выпуск фарфоровых изделий. В профтехшколе (позднее - Палехском художественном училище) в довоенный период велась подготовка специалистов по росписи фарфора.

  Живопись по фарфору требовала перемены ряда традиционных приёмов и манеры письма, свойственных лаковой миниатюре. В первую очередь это касалось применяемых материалов. Пришлось отказаться от яичных красок и связанных с ними живописных эффектов. Роспись фарфора требует противоположной иконописи системы обработки светотени приёмом наложения цвета в тенях и оставления фона в светах, бликах, характеризующих выпуклые места изображаемой объёмной формы. Лессировочное письмо преобладает над кроющим, корпусным. Художник должен найти особо тонкие и нежные отношения цвета с белым в наносимых красках и такие же переходы тона от одного цвета к другому. Кроме того, мастер должен постоянно держать в своём представлении задуманную цветовую композицию, т.к. окончательно она формируется только после обжига фарфора (фаянса) под глазурью в печи. Он должен уметь, накладывая цвет, видеть в нём другой - и это во всей композиционной сложности выполняемого сюжета. Роспись творёным золотом сама по себе затруднений не вызывала, но требовала найти правильное соотношение золото и красок на фарфоре.

  Начало палехской росписи по финифти (эмали) было положено летом 1929 года. Первый опыт И.М.Баканова - эмалевая брошь, написанная случайно оказавшимися под рукой красками для финифти и обожжённая на примусе. Опыт художественно и технически оказался удачным. Техника живописи на финифти аналогична технике живописи на фарфоре.